Из опыта работы "Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы с учётом личностно ориентированного подхода"
Технология опыта
Цель: обеспечение динамики развития речи обучающихся через личностно ориентированный подход в обучении.
Задачи:
Подбор методов и средств лично ориентированного подхода, направленных на развитие речи обучающихся.
Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся.
Подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа и синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.
Организация внеурочной системы работы с учащимися с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей.
Решение этих задач осуществляется в процессе формирования речевой культуры.
Для достижения цели автором опыта выбраны следующие методы личностно ориентированного подхода:
Личностно ориентированный подход
Реализация
Метод личностно-ориентированной направленности
Личностно ориентированный диалог; ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику; выделение групп детей на основе внешней дифференциации: по знаниям, способностям.
Учитель составляет задания, соответствующие разным уровням сложности программного материала. Уровневый подход имеет следующие положительные моменты:
При составлении заданий учитель четко знает, до какого уровня сложности может быть доведено задание, при этом учитываются возрастные особенности учеников.
Предложение выбора задания способствует созданию для ученика ситуации успеха.
В ходе проверки раскрываются возможности и способности каждого учащегося, что создает условия для перехода на более высокий уровень усвоения знаний.
Анализ работ позволяет учителю сделать вывод не только об уровне, но и динамике усвоения знаний и личностном развитии отдельных учащихся.
Применение уровневых заданий позволяет существенно повысить качество знаний.
Метод активизации субъектного опыта
Преподаватель предлагает обучающимся вообразить, будто бы они оказались в такой же ситуации, как и герои произведения. При этом ребята, как правило, представляют себе какую-то конкретную ситуацию из собственной жизни, и получается, что у них не только работает воображение, но и происходит активизация жизненного опыта. Дается задание описать свои ощущения и сравнить их с ощущениями одноклассников. Сочинение-миниатюра по пословице тоже интересный и полезный вид работы: позволяет учащимся поразмышлять над проблемами, волновавшими народ и много лет назад, и сегодня. С 5 класса начинается подготовка к ЕГЭ, особое внимание уделяется работе над сочинением-рассуждением, справиться с которым ученик может, лишь опираясь на свой читательский и субъективный жизненный опыт.
Метод интроспективного анализа
Это один из специфических методов обучения, поскольку практически всегда в тексте, литературном произведении описывается ситуация, взятая из человеческой жизни, акт человеческого переживания, которые обязательно находят эмоциональный отклик в душах читателей. Учитель ставит перед обучающимися проблему так, чтобы они узнали в ней отражение собственных переживаний. Например, возможно ли противостоять мнению большинства? Каким был бы твой выбор?
Стимулятивно-мотивационный метод
Этот метод позволяет уйти от стереотипного представления о русском языке как системе правил, требующих заучивания. Занимательность на уроке, проведение урока в форме игры (КВН, брейн-ринг), составление ребусов, кроссвордов – одно из важных условийуспешности урока, залог интереса обучающихся к пополнению новых знаний.
реализуется в различного рода ситуативных упражнениях, основанных на зависимости содержания и речевого оформления высказывания от речевой ситуации. Формы работы : проведение заочной экскурсии по выставочным залам, музеям, улицам и площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие - туристов), устное или письменное приглашение на выставку, диалог в выставочном зале «У картины...», составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером, обоснование выбора подарка (ролевая игра «В магазине»: диалог ведут «покупатель» и «консультант торгового зала») и т.п. Эти упражнения, развивая у учащихся умение соотносить содержание и форму высказываний с речевой ситуацией, дисциплинируют мышление, оттачивают чувство языка, приучают гибко пользоваться им, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.
Методы творческой деятельности
1.Анализ учебных текстов для выполнения творческих заданий.
2.Комбинирование изученных правил.
Эти методы применяются как для индивидуальной, так и для групповой творческой работы учащихся. Их использование позволяет активизировать мышление детей и увеличить количество и качество предлагаемых решений для творческих заданий.
Метод проектирования, моделирования
1.Создание учебных проектов.
Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных исследований, поиск методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика и учителя. Приоритетной формой взаимодействия на уроках с использованием проектной деятельности является «учитель – группа», что создает широкий спектр коммуникативных ситуаций, требует от учащихся умения участвовать в диалоге, дискуссиях, аргументированно отстаивать собственную точку зрения, строить содержательное, развернутое монологическое высказывание, что способствует развитию речи учащихся.
2.Модель обучения орфографии, построенная по принципу опоры на алгоритмы орфографических действий, весьма эффективна в условиях, когда уровень орфографической подготовки учащихся определяет успешность сдачи ОГЭ.