Пятница, 17.05.2024, 12:40Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

«Народ освобождён, но счастлив ли народ?» (анализ текста поэмы А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

«Народ освобождён, но счастлив ли народ?» (анализ текста поэмы А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

                                                                                              …И слезы сладкие я пролил в умиленье...

                                                      "Довольно ликовать в наивном увлеченье,-

                                                  Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:

                                                           Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»

Н.А. Некрасов «Элегия»

          Интересный русский поэт Н.А. Некрасов озаглавил итоговое произведение своей жизни философским вопросом «Кому на Руси жить хорошо?» И это в то время, когда в России наконец-то было отменено крепостное право. По мнению авторов этого исторического события, русский народ, наконец-то получивший свободу, должен быть счастлив. Простой мужик, крестьянин, свободен! Некрасов, прекрасный знаток русской жизни и крестьянства, в своей поэме предоставил ответ на вопрос, так сказать, изнутри. К тому же глазами и словами самих крестьян и в свете исторического Манифеста.

         Семеро мужиков, сойдясь случайно «на столбовой дороженьке» заспорили: «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» Семь мужиков – семь ответов: помещику, чиновнику, попу, «купчине толстопузому»,  боярину, «министру государеву», царю. Уже сама по себе такая постановка вопроса крестьянами подчёркивает, что сами они счастливыми не стали. То есть, известный Манифест, мало изменил тяжёлую крестьянскую долю: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»  Оказывается, по-прежнему:

Он до смерти работает,
До полусмерти пьет.

         Почему же так? В поисках счастливых странники-крестьяне видят лишь тяжёлое положение «освобождённого» народа, его убогость: «счастье мужицкое», «дырявое, с заплатами, горбатое, с мозолями». Счастлив каменотёс пятирублевым заработком. Он встаёт «до солнышка» и работает «до полночи». Счастлив каменщик, надорвавшийся на непосильной работе и вернувшийся умирать на родину, счастлив солдат, бывший в двадцати сражениях и все-таки оставшийся в живых... Над крестьянином по-прежнему «три дольщика: бог, царь и господин».

         И вот услышали мужики о счастливой женщине, Матрене Тимофеевне. Все ее счастье – трезвая семья, замужество по добровольному согласию и в освобождении мужа от незаконной рекрутчины. А сколько горя в жизни этой женщины! С детских лет работа в семье родителей, потом в семье мужа. Она по приказу свекрови оставляла первенца-младенца со столетним дедом, по недогляду которого свиньи загрызли ребёнка.  Муж постоянно на заработках ради пропитания семьи. Помимо этого, пожары, неурожаи, падеж скота, угроза нищеты и сиротства детей. И в итоге: 

…ключи от счастья женского,

от... вольной нашей волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого!

И хоть женщина «мать уже вольного сына», но в семье она по-прежнему раба.

         А прежние хозяева крестьян? Помещики не хотели и не умели работать, не могли смириться, что крестьяне могут обходиться без них. Сами крестьяне не были готовы к тому, чтобы воспользоваться свободой, не знали, как это сделать. Господа, за века, привыкшие покупать и продавать крестьян, видеть в них средство к существованию, не хотели признавать в крестьянине человека. Произвол и деспотизм по-прежнему царили в дворянских усадьбах. Например, Пан Глуховский в мире «чтит только женщину, золото, честь и вино», но мучает, пытает, вешает своих холопов. Вершиной самодурства представлен Последыш, не допускающий даже мысли о том, что за крестьянами все же признали права человека.

         Таким образом, Н.А. Некрасов показывает, что «освобождённый» народ по-прежнему несчастлив. Но надежда есть! Она связана, по мнению поэта, с русским народом, представленным в поэме «Савелием, «богатырём Святорусским», который «клейменый, но не раб». Ещё Ермил Гирин и Гриша Добросклонов.  Это «народные заступники», которые понимают, что

 Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода

Прежде всего!

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Skorpion-Riba (27.09.2020)
Просмотров: 136 | Теги: изучение, урок, учащиеся, Народ, Некрасов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz