«Народ освобождён, но счастлив ли народ?» (анализ текста поэмы А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
…И слезы сладкие я пролил в умиленье...
"Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»
Н.А. Некрасов «Элегия»
Интересный русский поэт Н.А. Некрасов озаглавил итоговое произведение своей жизни философским вопросом «Кому на Руси жить хорошо?» И это в то время, когда в России наконец-то было отменено крепостное право. По мнению авторов этого исторического события, русский народ, наконец-то получивший свободу, должен быть счастлив. Простой мужик, крестьянин, свободен! Некрасов, прекрасный знаток русской жизни и крестьянства, в своей поэме предоставил ответ на вопрос, так сказать, изнутри. К тому же глазами и словами самих крестьян и в свете исторического Манифеста.
Семеро мужиков, сойдясь случайно «на столбовой дороженьке» заспорили: «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» Семь мужиков – семь ответов: помещику, чиновнику, попу, «купчине толстопузому», боярину, «министру государеву», царю. Уже сама по себе такая постановка вопроса крестьянами подчёркивает, что сами они счастливыми не стали. То есть, известный Манифест, мало изменил тяжёлую крестьянскую долю: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Оказывается, по-прежнему:
…Он до смерти работает,
До полусмерти пьет.
Почему же так? В поисках счастливых странники-крестьяне видят лишь тяжёлое положение «освобождённого» народа, его убогость: «счастье мужицкое», «дырявое, с заплатами, горбатое, с мозолями». Счастлив каменотёс пятирублевым заработком. Он встаёт «до солнышка» и работает «до полночи». Счастлив каменщик, надорвавшийся на непосильной работе и вернувшийся умирать на родину, счастлив солдат, бывший в двадцати сражениях и все-таки оставшийся в живых... Над крестьянином по-прежнему «три дольщика: бог, царь и господин».
И вот услышали мужики о счастливой женщине, Матрене Тимофеевне. Все ее счастье – трезвая семья, замужество по добровольному согласию и в освобождении мужа от незаконной рекрутчины. А сколько горя в жизни этой женщины! С детских лет работа в семье родителей, потом в семье мужа. Она по приказу свекрови оставляла первенца-младенца со столетним дедом, по недогляду которого свиньи загрызли ребёнка. Муж постоянно на заработках ради пропитания семьи. Помимо этого, пожары, неурожаи, падеж скота, угроза нищеты и сиротства детей. И в итоге:
…ключи от счастья женского,
от... вольной нашей волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!
И хоть женщина «мать уже вольного сына», но в семье она по-прежнему раба.
А прежние хозяева крестьян? Помещики не хотели и не умели работать, не могли смириться, что крестьяне могут обходиться без них. Сами крестьяне не были готовы к тому, чтобы воспользоваться свободой, не знали, как это сделать. Господа, за века, привыкшие покупать и продавать крестьян, видеть в них средство к существованию, не хотели признавать в крестьянине человека. Произвол и деспотизм по-прежнему царили в дворянских усадьбах. Например, Пан Глуховский в мире «чтит только женщину, золото, честь и вино», но мучает, пытает, вешает своих холопов. Вершиной самодурства представлен Последыш, не допускающий даже мысли о том, что за крестьянами все же признали права человека.
Таким образом, Н.А. Некрасов показывает, что «освобождённый» народ по-прежнему несчастлив. Но надежда есть! Она связана, по мнению поэта, с русским народом, представленным в поэме «Савелием, «богатырём Святорусским», который «клейменый, но не раб». Ещё Ермил Гирин и Гриша Добросклонов. Это «народные заступники», которые понимают, что
Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!
|