"Мудрее всего время, ибо оно раскрывает всё" (Фалес Милетский)
Времена не выбирают...
(А. Кушнер)
Человек живет не в природе, а в истории.
Б. Пастернак «Доктор Живаго»
Но стоит шаг пройти,
Заносит время след.
Обратного пути у жизни просто нет.
Ю. Антонов
План.
- Вступление. Взгляд из настоящего в прошлое.
- Стихотворение «Бородино» - связь поколений:
а) обращение к прошлому – философствование, праздное любопытство или неподдельный интерес;
б) молодое поколение и прошедшее время;
в) частые расхождения во взглядах поколений.
- Заключение. Взгляд из настоящего в прошлое – потребность поколений.
Каждый человек приходит в этот мир в назначенное ему свыше время. И оказывается в определённой исторической эпохе. Конечно, так прямо большинство людей не воспринимают всё происходящее с ними каждый день и каждый час. Но проходит время и хочется осмыслить не только происходящее сейчас, но и заглянуть в прошлое. Как предыдущее поколение решало насущные проблемы, всегда ли всё в прошлом делалось верно. И довольны ли своим прошлым старшие поколения?
В этом плане поучительно стихотворение «Бородино». Старый воин отвечает на вопрос молодого человека:
Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана…
В вопросе чувствуется лёгкий упрёк. Наверное, несознательный. Юноша с высоты своего времени не может понять, как Москву отдали французам. В жестоком сражении прошлого он подразумевает слабость русских солдат, а не рискованный тактический ход знаменитого полководца. И ведь в тот момент никто не мог быть уверен в правильности действий Кутузова. Вполне возможно, что всё обернулось бы совсем не так, как предполагал полководец. И что бы тогда было? Юноша, наверное, подразумевает и такой вопрос. Следовательно, он не философствует, не проявляет праздное любопытство: что же скажет старый воин. Его действительно интересует событие, которое было очень опасно для будущего России.
М.Ю. Лермонтов в своём стихотворении описывает беседу представителей двух поколений. Слушая рассказ о войне, молодой человек не только узнаёт об историческом событии из первых уст, но и получает определённый опыт о людях того времени:
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Он видит расположение французов и русской армии, узнаёт о самой страшной битве, о количестве убитых и раненых. Прошлое живо проходит перед его глазами так, как это видел герой стихотворения в период событий. Такое не даст ни один учебник. Рассказ старого солдата не оставит его равнодушным. Устами героя Отечественной войны поэт сумел изобразить умение Кутузова использовать время с пользой. Отступая, он выигрывал время. И молодой человек это должен понять.
Часто во взглядах поколений происходят разногласия. И здесь единственный судья – это время. Оно, как говорит народная мудрость, всё расставит по своим местам. Старый солдат смотрит в прошлое и гордится своими современниками:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Наверное, молодой герой тоже задумается о своём поколении. Что-то в нём изменится после этого.
О времени много авторских высказываний. Много и народных. Например, «Утро вечера мудренее», «Время всё расставит по своим местам». А как известно, народная мудрость вытекает из большого жизненного опыта. Каждое новое поколение понимает это и обращается к прошлому, которое лучше всего видится на расстоянии, то есть, спустя какое-то время. И каждое поколение каждый раз убеждается, что мудрее всего время. Именно поэтому так важно почаще обращаться к его опыту.
|